ГЛАВНАЯ История РСЗ/Культура Города Архитектурные памятники Древнеруские земли Путевые заметки Фотоальбом

П


редлагаю вам фрагменты из книги Валерия Ивановича Гуляева, в которых описывается социальная структура городов Мезоамерики.
«ГОРОДА-ГОСУДАРСТВА МАЙЯ (СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ГОРОДА В РАННЕКЛАССОВОМ ОБЩЕСТВЕ)» М.: Наука, 1979.



ГЛАВА «ГЕНЕЗИС ГОРОДА МАЙЯ»

«РИТУАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ» И «ПРОТОГОРОДА»

«В структурном плане древние мезоамериканские города представляют собой конгломерат нескольких соседских общин, объединенных в рамках единой городской организации центральной властью и верховным божеством, но сохраняющих при этом известную автономию и прежнюю организационную структуру (см. Теотихуакан, Теночтитлан, Ицамканак, Тайясаль и др.). У ацтеков в их столице городской квартал-«баррио» (тлашиллакалли) был эквивалентен сельской общине-«кальпулли», имел собственное название, своего бога-покровителя, свой храм, свою школу, своего начальника, свои обряды и празднества и выставлял отдельный отряд воинов. Центром всей общественной жизни каждого квартала служила центральная площадь, где находились дом главы квартала, храм, школа, арсенал и другие общественные постройки, как и в сельских общинах.
Эти кварталы-общины (тлашиллакалли) входили, в свою очередь, в качестве составных частей в более крупные городские объединения — четыре «больших квартала», или «района» (parcialidad, altepexexeloliz) Теночтитлана, образованных двумя пересекавшимися под прямым углом улицами-проспектами, ориентированными точно по странам света и, видимо, связанными с символикой цветов и частей света. Каждый из четырех «больших кварталов» также имел свой храм или целый храмовый комплекс в честь своего бога-покровителя и просторный дом (дворец) — «huehuecallis», принадлежащий главе или правителю этого городского подразделения. Все упомянутые постройки были сосредоточены в районе центральной площади «большого квартала» и, таким образом, были точной копией структуры меньших кварталов (вчерашних сельских общин). И наконец, основной центр Теночтитлана, его ритуально-административное ядро, составляли культовый участок с храмами важнейших ацтекских богов, обнесенный стеной и примыкающий к нему район царских дворцов (tecpan). Следовательно, «великий Теночтитлан» — столица могущественного государства ацтеков — представлял собой в структурном отношении гигантскую «суперобщину», копирующую по своей структуре простую сельскую общину «кальпулли». Согласно некоторым источникам, таких общин- «кальпулли» первоначально было у ацтеков 20, но в XVI в. их было явно больше — 48–60. Как уже отмечалось, в городских условиях вчерашняя сельская община превращалась в квартал (barrio, tlaxillacalli), во многом сохраняющий свою автоно мию и структуру. По мере роста Теночтитлана росло и число его кварталов, так что нет ничего удивительного в том, что к моменту конкисты их могло быть 48 или даже 60 (если судить по количеству школ — «домов юношей», «telpochcalli», имевшихся в каждом квартале)
Из письменных источников XVI–XVII вв. известно, что в канун испанского завоевания многие города юкатанских майя имели четырехчленное внутреннее деление. Так было в Чичен-Ице, Майяпане, Ицамканаке, Потончане и Тайясале. Эти четырехчленные подразделения юкатанских городов названы испанскими хронистами термином «parcialidad» (букв. «часть», «деление», «группа людей»), а самими майя — терминами «cuch teel», «tzuc cul». Как показал М.Д.Ко, указанные четыре городских деления связаны с определенными частями света и определенной цветовой символикой и в целом служат полным эквивалентом ацтекским «altepexexeloliz» — четырем «большим кварталам» Теночтитлана412. Каждый из них имел своего главу (principal, ah cuch cab), своего бога-покровителя и соответственно его храм, свои празднества и т.д. Эти крупные подразделения имели в свою очередь более мелкие деления — кварталы (barrio, cuch teel, tzucul). В городе Тайясале (Петен) — столице государства майя-ицев — к моменту завоевания его испанцами в конце XVII в., помимо четырех крупных делений, было еще 22 «района» (distritos — исп.), каждый из которых имел своего вождя, свой храм (с богом-покровителем) и свое особое название, совпадающее с именем главы квартала.
Аналогичная ситуация наблюдалась в XVI в. в Ицамканаке — столице майяского государства Акалан. На наш взгляд, четырехчленное деление ацтекского Теночтитлана и ряда юкатанских городов — несомненное отражение следов прежней племенной организации: 4 подфратрии, или 4 группы родов, из которых состояло типичное индейское племя в Мезоамерике. В пользу этого говорит и ассоциация этих «больших кварталов», скорее, «районов» в нашем понимании этого слова, с определенной частью света и определенным цветом. «По старинной, восходящей, по-видимому, к „ольмекам“ традиции, — пишет Ю.В.Кнорозов, — племя должно было состоять из четырех подразделений (связанных в религиозной символике со странами света и соответствующими божествами) и 20 родов, божества которых были одновременно покровителями дней 20-дневного месяца. В племени ица было четыре подразделения, но родов фактически было 16 или 15…» В Теночтитлане же было первоначально 20 общин-кальпулли, а в Тайясале — 22. Однако, видимо, уже в классический период это были лишь пережитки давно распавшейся племенной организации, приспособленные к условиям нового раннеклассового общества.»


ГЛАВА «ГОРОД И ОБЩЕСТВО ЮКАТАНСКИХ МАЙЯ В X–XVI ВВ. Н.Э.»


«Еще заметнее выступает это деление на «кварталы» (barrios) или «подразделения» (parcialidades), на примере крупных селений и городов юкатанских майя.
Первым обратил на это внимание еще в 30-х годах нашего века Р.Л.Ройс, сопоставивший четырехчленное (квартальное) деление Майяпана и ацтекского Теночтитлана.
Аналогичное деление города на 4 района существовало также в Ицамканаке (Акалан), причем в документе на языке майя-чонталь приводится и местный термин для обозначения таких делений — «цукуль» (tzucul). Каждое из них имело свое название, своего бога покровителя (боги Икчуа, Иш Чель, Табай и Кабтанилькаль), свой храм и своего предводителя, главу квартала, входящего в совет при правителе государства. Таким образом, здесь полная аналогия структуре Теночтитлана, причем, по мнению Ф.Шоульса и Р.Ройса, эти деления Ицамканака имели не только религиозное, но и административное и военное значение.
Отчетливые следы общинной организации типа ацтекской «кальпулли» отмечены и у современных групп майя-цоциль, живущих в горах штата Чиапас, в Мексике.
Во всех названных выше случаях у ацтеков, ицев, чонталей и цоцилей общинные подразделения (превращавшиеся в городских условиях в «кварталы») типа «кальпулли» всегда выступают в качестве собственников своих земельных владений, с четко определенными границами («con terminos conocidos»). А это заставляет предполагать, что нечто подобное было свойственно и для «подразделений», или «кварталов» (tzucul, cuchteel), городов майя до прихода испанцев и на самом Юкатане. Каждый из «кварталов» (подразделений) возглавлялся специальным должностным лицом — «ах кучкабом» (ah cuchcab), термин соответствующий испанским понятиям «рехидор» (regidor) и «принципал» (principal) — городской судья. Видимо, каждый квартал обладал известной самостоятельностью, поскольку его глава мог наложить на любое решение вето в городском совете. Кварталы, как правило, имели своего бога-покровителя (и соответственно его храм), свое название, а в случае военных действий выставляли отдельные отряды воинов. Накануне конкисты на Юкатане, как и в Центральной Мексике, получила распространение 4 квартальная система разделения города.
Таким образом, город у индейцев майя — это как бы проекция внутренней структуры идеальной общины или племени, состоящих из 4 фратрий, или 4 групп родов. Однако в действительности – это лишь отголосок былых родоплеменных отношений. Из налогового списка 1594 г. по Юкатану мы знаем, что одни и те же группы были распространены в различных кварталах одного и того же города. В XVI в. население каждой городской общины (pueblo) на Юкатане делилось на 2–4 «квартала» (barrios). Вряд ли внутри них можно найти следы эндогамии, поскольку, если судить по распространению патронимии (имен патриархальных родов), они не концентрировались в одном месте, а встречались в разных кварталах. Главы «кварталов» сельских общин, распределяли общинные земли среди глав большесемейных коллективов, выступавших в форме патрилокальных родов….»